Обнаружены ферменты, влияющие на гибель β-клеток

25 марта 2024

Американские ученые увидели, какие биохимические изменения происходят с β-клетками при сахарном диабете 1 типа, открыв, что ферменты N6-метиладенозин и метилтрансфераза 3 играют важную роль в иммунных процессах при заболевании, а коррекция уровня этих веществ может помочь при лечении.

До сих пор неизвестно, почему организм при диабете 1 типа воспринимает собственные β-клетки как врага. Одни ученые выдвигают гипотезу о том, что это происходит из-за негативного влияния факторов окружающей среды, другие предполагают, что гены также могут играть определенную роль.

При эксперименте на мышах с воспроизведенным у них сахарным диабетом 1 типа исследователи изучали β-клетки поджелудочной железы с помощью различных методов генетических исследований, таких как секвенирование для определения аминокислотных последовательностей в генах и метод с подавлением экспрессии генов.

Был определен целый каскад биохимических реакций, происходящих в β-клетках. Ученые назвали его «сигнальным путем», контролирующим иммунные реакции в самом начале заболевания. Важную роль в этом процессе играет N6-метиладенозин (m6A), который идентифицирует β-клетки как «хорошие» и «плохие» и решает, разрушать их или нет. Именно этот процесс нарушается у больных сахарным диабетом 1 типа на ранних этапах заболевания. Регулируя на мышиной модели уровень m6A и подобных ему соединений исследователи, смогли повлиять на течение СД1.

Немаловажным открытием было и то, что уровень фермента метилтрансферазы 3 (METTL3) влияет на противовирусную защиту β-клеток. На поздних стадиях СД1 уровни METTL3 были низкими. Это может говорить о том, что более высокие уровни METTL3 защищают β-клетки от дисфункции. Усилив выработку METTL3 на мышиной модели, команда успешно задержала прогрессирование заболевания.

«Это открытие предполагает, что меры по повышению уровня METTL3 являются потенциальной стратегией защиты β-клеток и замедления прогрессирования диабета 1 типа», — подчеркнул Дарио Де Хесус из Диабетического центра Джослин и Гарвардской медицинской школы.

Источник: doctor.rambler.ru