Открыто вещество, способное сохранить бета-клетки

9 января 2020

Немецкие учёные нашли вещество, которое может предотвратить аутоиммунное уничтожение бета-клеток поджелудочный железы, вырабатывающих инсулин, что позволит предотвратить и даже вылечить инсулинозависимый сахарный диабет (первого типа). Об этом сообщает пресс-служба Немецкого центра исследований диабета (DZD).

Команде ученых, возглавляемых профессором Каролин Дэниел (Институт диабетических исследований (IDF), Мюнхен), удалось расшифровать молекулярный механизм снижения защиты бета-клеток, который происходит на ранней стадии развития диабета 1 типа.

Исследователи обнаружили, что у здоровых людей специализированная подгруппа клеток иммунитета Т-клетки (Tregs)* подавляют активацию иммунной системы против собственных тканей. У больных людей этого подавления не происходит. При этом решающую роль в дисфункции клеток Tregs играет, как обнаружили учёные, повышенное содержание микроРНК (miRNA142−3p).

Эта микроРНК запускает целый каскад генетических реакций, которые, в конечном счёте, приводят к тому, что регуляторные Т-клетки перестают стабильно работать, что способствует развитию аутоиммунного поражения бета-клеток поджелудочный железы.

В результате опытов удалось заблокировать miRNA142−3p с помощью специального препарата. Это повысило стабильность регуляторных Т-клеток, снизило аутоиммунный ответ на бета-клетки, и поджелудочная железа сама начала вырабатывать инсулин.

В планах ученых - дальнейшее исследование потенциала своего открытия с целью улучшения механизма защиты клеток-мишеней.

"Целенаправленное ингибирование miRNA142-3p может открыть новые пути снижения активности иммунной системы в отношении ее собственных инсулинопродуцирующих клеток", - отметила глава  IDF, профессор Анетт Циглер.

* Регуляторные Т-клетки (Tregs), являются специализированной подгруппой Т-клеток. Они подавляют активацию иммунной системы в определенных ситуациях, например, предотвращая развитие аутоиммунных заболеваний и аллергии в здоровом организме.

Источник: Dzd-ev.de