45 веков изучения сахарного диабета: с древнейших времен до наших дней

26 августа 2019

О сахарном диабете знали еще в Древнем Китае и Египте более 4,5 тыс. лет назад.

В древнекитайском Лечебнике императора Хуан-ди (Huangdi) «Huangdi Neijing», составленном в 475–221 гг. до н. э., сахарный диабет носит название «Hsiao-Kho» («Сяо-Кхо»). Данный трактат изложен в форме диалога, преимущественно между легендарным Желтым императором, Хуан-ди, жившим около 2600 г. до н. э., и одним из его врачей, Цибо, и состоит из двух частей: «Су вэнь» («Основные вопросы») и «Лин шу» («Духовный стержень»).

Уже тогда болезнь начали диагностировать и лечить. В 47-й главе «Су вэнь» симптоматику диабета описывали следующим образом: "Пациент, страдающий этим заболеванием, имеет привычку есть много сладких деликатесов и жирных продуктов. Жирная пища затрудняет распространение внутреннего тепла, в то время как очень сладкие вещи вызывают ожирение. Поэтому Ци (пневма) имеет тенденцию к переполнению и таким образом вызывает Сяо-Кхо (обезвоживающую жажду)."


Как ни странно, о сахарном диабете можно найти упоминания и в древнейшем медицинском манускрипте Древнего Египта – Папирусе Эберса, который был создан еще в 1500 г. до н. э. и найден в 1873 г. в некрополе города Фивы немецким египтологом и писателем Георгом Эберсом (Georg Ebers). Наряду с Папирусом Эдвина Смита он относится к старейшим из ныне сохранившихся рукописей.




Конец XV в. до н. э. – эпоха наивысшего расцвета древнеегипетской государственности, время правления царицы Хатшепсут и фараона Тутмоса III. Именно тогда создается огромное количество памятников культуры, активно ведутся войны и развиваются различные области знаний. Не является исключением и медицина.

Благодаря культу мертвых, который предусматривал обязательное бальзамирование умерших, у врачей и целителей того времени появилась возможность изучить строение человеческого тела на практике, что дало толчок к созданию большого количества медицинских манускриптов, некоторые из которых дошли до нас.

Пауль Гхаллиоунгуи (Paul Ghalioungui), эндокринолог из Египта, также отмечает, что в манускриптах более раннего периода (2050–1650 гг. до н. э.) «Кахунских (Лахунских) папирусов» из коллекции британского археолога Флиндерса Питри (Flinders Petrie), хранящихся в Университетском колледже Лондона, приводится рецепт под названием «Лечение женщин, испытывающих жажду». Его содержание совпадает с современным описанием полиурии и сахарного диабета.

Позднее, в медицинских трактатах древнегреческого медика Диокла из Кариста, относящихся к IV в. до н. э., говорилось, что состояние здоровья человека зависит от гигиены тела, диеты и правильного чередования работы и отдыха. На рубеже V/VI вв. до н. э., как пишет Плиний Старший в заметках по истории медицины, уже великий Гиппократ в своих описаниях упоминал заболевания с чрезмерным мочеиспусканием (полиурия) и истощением тела.

Примерно в это же время наиболее раннее упоминание о диабете содержится в трактате «Сушрута-самхита» (около 600 гг. до н. э.), принадлежащему индийскому медику и писателю Сушрута (Susruta), жившему в древнем городе Варанаси: «Когда врач находит у больного сладкую мочу, он считает, что болезнь неизлечима». В Древнем Китае, где император считался божеством, придворным врачам приходилось оценивать болезнь лишь по запаху. О диабете в своем трактате De Medicina говорит и Авл Корнелий Цельс (Aulus Cornelius Celsus), живший в I в. до н. э. – 50 г. н. э. В частности, он описывает заболевание с повышенным мочеиспусканием. Причиной этой болезни римский врач считал несварение желудка.

Во многих источниках говорится, что термин «диабет» был введен древнеримским врачом Аретеусом (Aretaeus) (Аретей Каппадокийский), который жил во II в. н. э. Ему принадлежит и первое клиническое описание диабета. По другим источникам, термин «диабет» предложил Деметриос из Апамании, тоже во II в. до н. э. Слово происходит от греческого «диабайно» (διαβαίνω) — «прохожу сквозь».

По современным представлениям, действительно, при таком заболевании, как некомпенсированный сахарный диабет 1-го типа, в организме человека не достает гормона поджелудочной железы – инсулина, ответственного за регулирование поглощения глюкозы в периферических тканях. Наблюдается истощение организма, пациенты сильно худеют, потребляют очень много жидкости и испытывают частые позывы к мочеиспусканию. Жидкость буквально пробегает через больного «стремительным потоком».

Столетие спустя, свое описание диабета приводит Клавдий Гален (130–200 гг.), врач греческого происхождения, лечивший римских императоров — Марка Аврелия, Коммода и Луция Вера. В своих описаниях он употреблял термин diarrhoea urinosa, давая ему описание «мочевой понос», который, вероятнее всего, происходил из-за нарушения функционирования почек.

Стоит отметить, что еще в Древнем Китае, где император считался божеством, придворным врачам приходилось оценивать болезнь лишь по запаху.

Помимо уже вышеописанных признаков потери воды, придворные врачи отмечали ту особенность, что моча больных диабетом имеет сладковатый запах и притягивает муравьёв, отчего это заболевание прозвали «táng niǎo bìng» (糖尿病) – «болезнь сладкой мочи». В VII в. китайский придворный врач Чен Чхуан (Chen Chhuan) впервые описал сладкий вкус мочи в своей книге «Ku Chin Lu Yen Fano» («Старые и новые способы лечения и проверенные методики») и описал 3 формы диабета, а Ли Сюань (Li Hsuan) чуть позже написал книгу о сахарном диабете «Hsiao Kho Lun».

Одну из первых подробных методик лечения диабета, хотя, как отмечается исследователями древних трудов, весьма условную, можно найти в книге «Китаб-ал Хави», авторство которой принадлежит древнему персидскому просветителю Абу Бакр Мухаммад ар-Рази (Abū Bakr Muhammad ibn Zakariyyā al-Rāzī) (860-932 гг.) из города Рей.

В индо-тибетской и арабской медицине также упоминается диабет в каноне «Чжуд-ши» VIII в., где описано заболевание «Жин-нинад» – в переводе означает «мочеизнурение». Полагали, что заболевание возникает из-за характера питания, неправильного образа жизни и переохлаждения, что приводит к потере «питательных соков организма» через мочу.

Средневековый персидский учёный, философ Абу Али Ибн Сина (Abū ʿAlī ibn Sīnā), живший в 980–1037 гг., известный в Европе как Авиценна, в книге «Китаб ал-Канун фи-т-тибб» в 1024 г. пишет: «Диабет – плохая болезнь, которая иногда приводит к изнурению и сухоте, потому как вытягивает из тела много жидкости и препятствует получению должного количества влаги посредством питья воды. И причина этому — состояние почек». Кроме того, Ибн Сина отмечает, что диабету сопутствуют ненормальный аппетит и нарушение сексуальных функций.

Более 500 лет спустя Филипп Авреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (Philippus Aureolus Theophrastus Bombast von Hohenheim), «превзошедший Цельса» (Парацельс) (1493–1541 гг.), вслед за Клавдием Галеном и Авиценной, считал, что диабет является следствием раздражения почек, которые усиливают свою деятельность из-за нарушения образования в организме солей, и таким образом, диабет, заключал Парацельс, это заболевание всего организма. Еще одним важным событием в развитии диабетологии можно считать открытие поджелудочной железы в марте 1642 г.

Считается, что впервые подробное описание этого органа дал Иоганн Георг Вирсунг (Johann Georg Wirsung) (1589-1643 гг.), немецкий анатом. Об этом свидетельствует медная пластина, установленная в прозекторской в Падуе, где работал учёный.

Открытие поджелудочной железы произошло во время вскрытия трупа тридцатилетнего преступника, казненного через повешение – Зуане Виаро делла Бадиа (Zuane Viaro della Badia). Вирсунгу ассистировали двое студентов – Томас Бартолин (Thomas Bartolinus) (1616-1680 гг.) из Дании, впоследствии открывший лимфатическую систему человека, и Мориц Хоффман (Moritz Hoffman) (1622-1698 гг.) из Германии, впоследствии попытавшийся оспорить открытие поджелудочной железы, так как сам ранее проводил подобные операции на петухе. Открытый проток поджелудочной железы впоследствии был назван «вирсунговым протоком». Вирсунг дал подробное анатомическое описание протока и поджелудочной железы. Вскоре после этого он был убит, вероятно, в результате ссоры из-за того, кто был первооткрывателем протока. Предположительно убийцей был Джакомо Камбьери (Giacomo Cambier), член национального немецкого общества ученых.

Первым из европейских исследователей, кто доказал в 1675 г., что при избыточном мочеиспускании можно дифференцировать мочу на «сладкую» и «безвкусную», был Томас Уиллис (Thomas Willis). Он предложил к традиционно употребляемому термину диабет (лат. diabetes) в первом случае добавить слово mellitus (с лат. «сладкий, как мёд»).

В современной научной литературе до сих пор сахарный диабет именуется diabetes mellitus. Во втором случае, когда наблюдался безвкусный тип мочи, употреблялся термин «insipidus», чем можно обозначить несахарный диабет, то есть патология, которая вызывается заболеванием почек. Лишь век спустя, в 1776 г., Мэтью Добсон (Matthew Dobson) из Ливерпуля в своей работе «Experiments and observations on the urine in diabetes» выявил, что «сладкий» запах или вкус мочи и крови обусловлен у пациентов с диабетом высоким содержанием «сахара» в этих биологических жидкостях.

И, наконец, ключевым событием в развитии науки о сахарном диабете является доказательство связи сахарного диабета с функциями поджелудочной железы. В Древнем Китае об этом еще говорилось в трактате «Лин шу», более поздней части Лечебника Желтого Императора: «Поджелудочная железа – это «ворота жизни» (ming men), основополагающий орган (yuan), и она «больше у тучных людей, чем у тонких или нормальных людей».

В 1688 г. швейцарский анатом и физиолог Иоганн Конрад Бруннер (Johann Konrad Brunner) (1653–1727 гг.) выдвинул предположение о наличии связи между функционированием поджелудочной железы и сахарным диабетом. Такое заключение он сделал на основе эксперимента с собакой: при удалении у неё поджелудочной железы наблюдались характерные признаки сахарного диабета. Только через 100 лет, в 1788 г., Томас Коули (Thomas Cawley) высказал аналогичную гипотезу, основываясь уже на симптомах, которые он наблюдал при циррозе поджелудочной железы у пациента с сахарным диабетом.

Еще в 1650 г. знаменитый Ренье де Грааф (Regnier de Graaf) говорил о схожести секреции поджелудочной железы со слюнной, однако лишь в 1854 г. Рудольф Вирхов (Rudolf Virchow) (1821-1902 гг.) в своей статье «Zur Chemie des Pankreas» («О химии поджелудочной железы») впервые поставил вопрос о способности поджелудочной железы к внутренней секреции, а в 1869 г. под его руководством Пауль Лангерганс (Paul Langerhans) (1847-1888 гг.) открыл в поджелудочной железе скопления особых клеток в виде островков, которые по имени автора были названы «островками Лангерганса». Однако автор воздержался от комментариев по поводу их функций.

Многочисленные исследования середины XIX—начала XX вв. таких ученых, как Петтерс (Wilhelm Petters), Колич (Joseph Kaulich), Наунин (Naunyn Bernhard), Бушарда (Apollinaire Bouchardat), Лансеро (Etienne Lancereaux), Улезско-Строганов, Меринг (Joseph von Mering) и Минковский (Oskar Minkowski), Яроцкий, Павлов, Соболев, Опье, Кулябко и Де Мейер (Jean De Meyer), привели к дифференциальной диагностике между сахарным диабетом и несахарным диабетом.

Стоит отдельно отметить знаменитые экспериментальные работы Клода Бернара (Claude Bernard) (1813–1878 гг.) в середине XIX в., в которых была сформулирована концепция внутренней секреции. Неоспоримой заслугой учёного является обоснование того факта, что печень – это «депо» углеводов; в ней содержится некое вещество, впоследствии названное гликогеном. Он первым предположил, что ответственным за гиперпродукцию глюкозы в кровь является именно печень. 

При сахарном диабете в крови может образоваться избыток глюкозы (гипергликемия). Бернар привёл не менее важный довод о том, что именно продолговатый мозг вызывает усиленный распад гликогена в печени, в результате чего образуется глюкоза, которая транспортируется в кровь и выделяется с мочой. Данные заключения он привёл после того, как установил, что укол в дно VI желудочка мозга вызывает у животных преходящее диабетическое состояние. Окончательно же связь головного мозга и печени была доказана в статье Nature в 2005 г.

С 1920-х гг. начинается инсулиновая эпоха диабетологии. В 1920 г. Mозес Бейррон (Moses Barron) (1883-1974 гг.) предположил, что островки, обнаруженные Лангергансом, секретируют гормон, регулирующий углеводный обмен, а в августе 1921 г. в бельгийском журнале Archives Internationales de Physiologie румынский ученый Николае Паулеску (Nicolae Paulescu) (1868–1973 гг.), ученик Этьена Лансеро, опубликовал статью об успешном способе получения экстракта поджелудочной железы, который он назвал «панкреин». Паулеску первым доказал, что при инъекции данного экстракта в кровь животных отмечается уменьшение концентрации глюкозы как в крови, так и моче.

Летом 1921 г. канадским учёным — доктору медицинских наук Фредерику Бантингу (Frederick Banting) (1891–1941 гг.) и Чарльзу Бесту (Charles Best) (1899–1978 гг.), 22-летнему ассистенту и профессору Джону Маклеоду (John Macleod) (1876–1935 гг.), — удалось выделить инсулин из поджелудочной железы телёнка. Инъекция препарата собаке после удаления поджелудочной железы с клиническими проявлениями сахарного диабета нормализовала концентрацию глюкозы в крови. За это революционное открытие и практическое выделение инсулина в 1923 г. Маклеод и Бантинг были удостоены Нобелевской премии по физиологии и медицине.

Уже в 1922 г. врач-эндокринолог Эллиот Джослин (Elliott Joslin) (1869–1962 гг.), основатель знаменитого Joslin Diabetes Center, который работал с Фредериком Бантингом (Frederick Banting) с 1908 г., и параллельно с Карлом Штольте (Karl Stolte) (1880–1951 гг.) из университета Бреслау с успехом начали применять первые препараты инсулина в клинической практике. В последствии Эллиот Джослин разработал целое руководство по контролю введения инсулина в домашних условиях и основал крупнейший в мире диабетологический центр, который по сей день принимает ежегодно более 23 тыс. пациентов.

Дальнейшие исследования диабета и роли инсулина принесли мировой науке крупнейшие открытия XX в. и загадки тысячелетия, ответы на которые до сих пор пока не найдены.

Источник: Sciencepop